Обзоры: За VAS

По мере исчерпания главного источника повышения доходов — роста абонентской базы — операторы сотовой связи обостряют борьбу в сфере дополнительных одолжений. Проблемой может оказаться мобильная малограмотность потребителя.

Понимаете ли вы, что в случае если поместить на поздравительные открытки тексты SMS-сообщений, посланных 8 марта абонентами лишь одного федерального оператора, то любой адресат взял бы около двух десятков открыток? SMS (Short Message Service) — сейчас самая популярная неголосовая услуга в сотовой связи. Как раз сегмент дополнительных неголосовых одолжений VAS (Value Added Services) будет в ближайшее время вырабатывать доходы операторов.

Прирост абонентской базы, понижающийся по мере насыщения рынка, перестает машинально наращивать благосостояние игроков.

Имеется мера в вещах

Ушедший год стал, быть может, последним годом значительного роста абонентской базы в сотовой связи. Согласно данным агентства ACM-Consulting, совокупная база русских операторов увеличилась практически на 52 млн абонентов (до 125,8 млн человек). Это рекордный показатель: в 2004-м, к примеру, ее пополнили 38 млн пользователей.

В Уральском регионе (Свердловская, Челябинская, Курганская, Пермская, Оренбургская, Тюменская области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО) на конец 2005 года количество абонентов превысило 18 миллионов (рост за год — 8,1 миллиона).

В это же время темпы прироста базы понижаются. В случае если в 2004 году количество пользователей в целом по России выросло на 104%, то в 2005-м — всего на 70%. На Урале торможение еще заметнее: годовой перепад — со 146% до 81%. Увидим, что расклад по операторам неравномерен.

Обстоятельств пара: и стаж работы оператора в регионе, и репутация торговой марки, и активность маркетинговой политики. Громаднейший прирост продемонстрировали Билайн (112%, четверть от общего числа «новичков» в регионе) и Сотовая Сообщение МОТИВ (удвоение абонентской базы — 431 тыс. новых абонентов). На 80% увеличили клиентскую базу Мегафон и Utel, на 68% — МТС.

Положение оператора в регионе определяется стажем его работы, репутацией торговой марки, и активностью маркетинговой политики

2006-й принесет углубление тенденции. Уровень проникновения сотовой связи в Российской Федерации перейдет отметку 100% (итог на начало года — 88,3%).

Сейчас, по оценкам ACM-Consulting, в регионах в среднем он образовывает 78%, на Урале — 79%. География подключений смещается из больших областных городов в маленькие поселения. Помимо этого, счет идет уже на «копейки»: согласно данным аналитического агентства «Маркетинг-Бюро», в 2005 году часть низкобюджетных (малоговорящих) абонентов составила в притоке около 85%. Это приводит к понижению средней выручки оператора с абонента (ARPU).

Еще одна обстоятельство падения доходов сотовиков — миграция абонентов от оператора к оператору.

По оценкам «Маркетинг-Бюро», индекс миграции за весь год на Урале достиг 35% (+10% к прошлому году). В случае если вступит в силу право абонентов сохранять при смене оператора номер телефона, миграция в погоне за более недорогими и привлекательными тарифами еще возрастет.

В 2005 году совокупная абонентская база русских операторов достигла 125 млн пользователей

Укрепили позиции Пермская и Курганская области

По мере исчерпания роста абонентской базы как главного источника повышения доходов, операторы сотовой связи обостряют борьбу в сфере дополнительных одолжений. «Иду на вы» преобразовывается в «иду на VAS».

Формы борьбы — повышение ассортимента и расширение услуг их качества.

SMS-атака

Объем русского рынка дополнительных одолжений составил в 2005 году, согласно данным аналитического агентства iKS-Consulting, около 1,5 миллиардов долларов.

Рынок показал 40% роста если сравнивать с 2004 годом и принес 13% от общей выручки одолжений сотовой связи. По доходности сегмент до тех пор пока отстает: так, операторам Восточной Европы VAS приносит, по оценкам, 20 — 25%.

Часть дополнительных одолжений в доходах операторов к 2007 году может вырасти более чем в семь раз

На Урале часть дополнительных одолжений в общей структуре выручки операторов неуклонно возрастает. Итог за весь год: у Билайна — 14%, МегаФон-Урала — до 13%, МТС-Урала — около 10 — 12%, у Сотовой Связи МОТИВ — 20%.

Самый большой прирост за весь год у федерального и Сотовой игрока — связи и местного Вымпелкома МОТИВ

Услуга SMS и все, что с ней связано, снабжает порядка 45% доходов операторов от VAS. Обстоятельство — простота применения, удобство, вошедшее в привычку. «Среди клиентов имеется настоящие фанаты для того чтобы вида общения.

Кое-какие абоненты в месяц смогут отправлять по две-три тысячи сообщений. Полный рекорд по Уралу до тех пор пока в собственности обитателю Челябинска: более четырех тысяч», — отмечает коммерческий директор компании «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») по Уральскому региону Андрей Пятахин.

Новые разработки прибавляют SMS популярности. на данный момент сообщения возможно отправить не только с сотового телефона, но и с интернет-сайтов операторов связи, и принимать и отправлять их по email.

Операторы ввели SMS-пакеты — предоплату определенного количества сообщений, причем цена устанавливается оптом на целый пакет.

Второе направление применения SMS — контент-услуги. По оценкам iKS-Consulting, в 2005 году российский рынок контент-одолжений составил приблизительно 300 миллионов долларов. Однако, по словам менеджера по связям с общественностью Уральского региона оператора Билайн Анны Айбашевой, доход от SMS-общения приблизительно в три раза превышает доход от SMS-контента.

Большую часть сервисов операторы предоставляют совместно с контент-провайдерами, которых насчитывается в Российской Федерации более 200.

Важных из них около десятка, они, согласно данным JP, и держат 62% рынка страны.

Сотовый телефон остается статусным предметом. Русские клиенты выбирают его не по возможностям, а по внешнему виду. В следствии употребляется лишь 40% функций аппарата

В структуре контент-одолжений загрузка картинок и мелодий образовывает, по оценкам J’son & Partners, громаднейшую долю. Но она значительно уменьшается: с 40% в течение последних трех месяцев 2005 года до 31% — в третьем. Росту спроса мешает низкий уровень качества информационных продуктов и, как следствие, накопившийся негативный опыт их применения.

Ожидается рост популярности Java-игр, знакомств и общения, бизнес-приложений (переводчиков, ежедневников).

Интерактивные SMS-проекты раскручивают радио и ТВ. К примеру, на одной из екатеринбургских станций посредством SMS-запроса возможно определить время проигрывания любимой композиции.

SМS-голосование делается не только формой обратной связи, но и прибыльным бизнесом для организаторов всяческих реалити-шоу: аудитория этих зрелищ на SMS не скупится.

SMS останется неотъемлемой частью мобильных совокупностей связи третьего поколения и будет снабжать главный доход сотовых операторов в сфере VAS. Но развиваются и другие неголосовые услуги.

Дорогая передача

Среди вторых видов дополнительных одолжений поднимается спрос на передачу данных (WAP, GPRS). Согласно данным iKS-Consulting, в первой половине 2005 года если сравнивать с тем же периодом 2004-го сегмент вырос более чем в 3,5 раза. Этому содействует резкое повышение количества GPRS-пользователей — в 2,5 раза, до 10 миллионов россиян за год. Коммерческий директор МегаФон-Урал (ЗАО «Уральский Джи Эс Эм») Андрей Ибрагимов растолковывает обстоятельство: «Это обусловлено среди них и обновлением модельного последовательности мобильных телефонов — все современные аппараты уже имеют помощь подобного рода одолжений. Представления абонентов о возможностях собственного телефона растут, неспециализированный уровень мобильной грамотности увеличивается».

Начальник отдела по связям с общественностью группы компаний «Связной» Елена Ноготкова подтверждает: «В случае если в 2004 году эти функции поддерживало 75% телефонов ценой 150 у.е. и выше, то к концу 2005-го часть их достигла 95%, а цена снизилась до 80 у.е.».

Как отмечает Константин Капорский, помощник председателя совета директоров «ОАО Сотовая сообщение Башкортостана» (компания трудится в стандарте IMT-MC 450, ориентированном на более высокие скорости передачи данных и услуги на данной базе), количество переданных/взятых данных приносит компании 5 — 6% дохода, а SMS-услуги — лишь 1,7%. Он утвержает, что растет спрос на создание на базе сети передачи данных VPN — выделенных закрытых сетей: «Значительным причиной делается высокая защищенность сотовой сети и, следовательно, соблюдение конфиденциальности при передаче данных».

На зрелых западных рынках дополнительные услуги выступают значительным источником доходов операторов сотовой связи и инструментом в конкурентной борьбе. В доходах русских операторов часть VAS достигнет, согласно расчетам, в 2007 году 22 — 24%.

Популяризация одолжений на базе WAP, GRPS — процесс небыстрый. По словам управляющего партнера группы компаний DIVIZION Павла Караулова, «сотовый телефон остается статусным предметом. Русские клиенты выбирают его не по возможностям, а по внешнему виду.

В следствии употребляется лишь 40% функций аппарата».

Операторы сотовой связи уже на данный момент готовы предложить высокотехнологичные и разнообразные неголосовые услуги. Их внедрение и рост доли в доходах зависит не в последнюю очередь от готовности потребителей их применять. На смену некоторых привычек, обучение разработкам уходит время от времени больше времени, чем на разработку инноваций.

Благодарим операторов за предоставление информации по количеству абонентов.

&copy Вера Морозова, "Специалист-online"

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.