Сферическая акустика. для кого? для чего?

Сферическая акустика. для кого? для чего?

  • Андрей Москалец
  • http://keddr.com/

Поиск совершенной формы звуковых совокупностей колонок длится уже более 60 лет. И иногда его результаты бывают очень экзотичными. Сейчас мы поболтаем именно о таком атипичном случае. О сферической акустике.

Для чего?

Для сколь-нибудь искушенных и технически грамотных меломанов не секрет, что настоящие трехполосные (другими словами могущие в должной мере отыгрывать все подряд сегменты слышимого звука) колонки не смогут быть мелкими.

Необходимость в корпусах очень важного количества позвана требованиями к НЧ. Упростив теорию до безотносительного минимума, возможно утверждать: чем больше количество АС, тем лучше они смогут справляться с басом.

Стоячая волна

Но количество – еще не все. Классические прямоугольные и самые простые в изготовлении корпусы АС довольно часто приводят к весьма негативным последствиям для звука – к происхождению так называемых стоячих волн. Это явление, перманентно присутствующее в АС на протяжении воспроизведения, способно перевоплотить бас, а не редко еще и средние частоты, в кашу. С хорошей порцией искажений. Сказать при таких условиях о Hi-Fi уже не приходится.

Современные сферические АС

Гарантированно побороть стоячие волны смогут только корпуса, не которые содержат близких и прямых к прямым углов во внутреннем пространстве. С этого утверждения и начинается история сферической акустики. В полной мере честным есть следующее утверждение:

Сферическая акустика может, при сохранении условно компактных размеров, обеспечить нужный для воспроизведения НЧ-диапазона количество. И разрешает всецело избавиться от стоячих волн.

Тем временем в реальности

Плюсы шарообразной формы, казалось бы, более чем очевидны. Но в силу последовательности обстоятельств такая акустика так и не стала сколь-нибудь популярной. И ее присутствие на рынке фактически не ощутимо. Что же вызвало крах столь крутой в теории задумки? Давай разберемся:

  1. Трудоемкий процесс изготовления корпусов. Думаю, никто не начнёт спорить, что его производные и дерево являются лучшей группой материалов для того чтобы АС. Из-за хороших звуковых особенностей, довольно легкого экономической доступности и процесса демпфирования. Но увы, эта несколько материалов не разрешает скоро и дешево изготовить аналогичные по акустическим свойствам и объёму сферические корпусы. Для этого, в отличие от классических коробчатых конструкций, нужна прецизионная кройка, правильнейшая обработка как наружной, так и (основное!) внутренней поверхности. И во много-много раза больше времени. Соответственно, и денег. Так, серийное производство больших трехполосных сферических колонок в случае если и быть может, то весьма и весьма затратно. Высокая себестоимость единицы продукции со своей стороны ведет к астрономическим розничным ценникам. Вот пример, разрешающий оценить целый масштаб катастрофы:

  2. Сложности демпфирования. Установка в колонки трех и более динамиков, несущих ответственность за различные частоты, требует обоюдного демпфирования. Другими словами в совершенстве – создания для каждого динамика отдельного пространства со своим количеством. Это разрешит не смешивать звуковые волны различных полос в однообъемном корпусе и очень благотворно скажется на качестве воспроизведения. Но сделать что-то подобное применительно к сферическим АС свидетельствует еще посильнее усложнить и без того трудоемкий и весьма затратный процесс их изготовления. В итоге продукт делается и вовсе неконкурентоспособным. “А сейчас мы попытаемся со всей данной фигней взлететь”©:
  3. Необходимость во всенаправленных динамиках. Несложная геометрия намекает нам, что расположить три динамика на поверхности шара на одной по отношению к пользователю плоскости нереально. Соответственно, с целью достижения точного звучания без искажений необходимо использовать всенаправленные излучатели, создать каковые – задача более чем непростая.

Неприятная правда

Все эти факторы диктуют принадлежность качественной сферической акустики лишь(!) к Hi-End сегменту. А в 99% случаев еще и размещение в каждой колонке только одного широкополосного (ШП) либо коаксиального динамика. А качественные ШП и коаксиальные излучатели, как мы не забываем из прошлых публикаций, – наслаждение не из недорогих.

Кина не будет? Расходимся?

Из всего сказанного выше возможно сделать в полной мере честный вывод – сферическая акустика не может быть массовой. Она есть уделом лишь только энтузиастов-аудиофилов, каковые смогут позволить себе заказать изготовление корпусов с заблаговременно заданными параметрами у какой-нибудь столярных дел конторы или способны сделать эти корпуса самостоятельно. И в том, и в другом случае речь заходит о сотых долях процента.

Столы, стулья, шкафы купе, сферическая акустика! Недорого!

Компании-производители, но, также не спят. И иногда мы видим модели “музыкальных шаров”, выполненные из металла, пластика и других, менее трудозатратных, чем дерево, материалов. Но все они в силу габаритов и тех самых материалов корпусов не смогут соперничать с хорошими АС по звучанию.

Фабричные сферические АС. Тот самый конь в вакууме одобряет

Но не следует недооценивать самодельщиков. Да, их единицы. Но иногда их детища способны удивлять качеством звука любого приверженца фаричного брендового Hi-End. По стечению событий, концентрация таких людей на просторах бывшего СССР – одна из наивысших в мире. А потому и шансы услышать “поющие шары”, придя в гости к такому человеку, высоки.

А что же со стоячими волнами?

Неприятность отыскала более экономически целесообразное ответ. В хороших коробчатых корпусах производители обучились делать угловые вставки, убирающие прямые углы из внутреннего количества. Итоговые результаты наряду с этим ничем не уступают сферической акустике.

Задачу возможно решить и без того…

А кое-какие пошли еще дальше и стали выпускать АС совсем невообразимых форм, не забывая наряду с этим располагать излучатели на одной плоскости по отношению к слушателю.

Так, мы стали свидетелями пускай и прекрасной, но тупиковой с позиций массового производства идеи. Сферическая акустика так и не стала тем, чем имела возможность бы. По крайней мере, пока. Остается сохранять надежду, что научный и технический прогресс в области композитных материалов даст индустрии толчок, талантливый устранить как минимум 2 из 3 главных недочётов. Поживем – увидим. До скорого! 🙂

Интересно почитать:

Сферические АС. Технология изготовления.


Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.